Новое положение о СУОТ: что нужно знать про оценку профессиональных рисков и СОУТ
С 1 марта в охране труда произошло очень много изменений, в том числе касающихся СУОТ. Рассказываем, о чем говорят изменения Трудового кодекса в статьях 217 и 218, что требуется от работодателя и как избежать штрафов.
Статьи 217 и 218 ТК РФ: изменения в СУОТ и оценке профрисков
С 1 марта начали действовать новые правила в области охраны труда, которые добавили работодателям обязанностей:
выявлять опасности и профессиональные риски, проводить их регулярный анализ и оценку;
проводить мероприятия по улучшению условий охраны труда;
разрабатывать меры по обеспечению безопасных условий труда перед вводом в эксплуатацию производственных объектов;
контролировать органы профсоюза в области соблюдения трудового законодательства и иных актов;
вести учет и расследование микротравм.
Напомним, что охрана труда включает в себя не только наличие соответствующего специалиста, но также проведение различных мер. К таким мерам относится обучение по охране труда и инструктажи, выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ), обеспечение безопасности рабочего места и др. Внимание! Это значит, что в каждой организации, где есть хотя бы один трудоустроенный работник, должна быть система управления охраной труда (СУОТ). Это требование закреплено в разделе X Трудового кодекса РФ, в том числе в статье 217 ТК РФ. Сперва напомним, что такое СУОТ и для чего она нужна.
Она разрабатывается для того, чтобы исключить или снизить профессиональные риски в области охраны труда и управления такими рисками.
Управление профессиональными рисками — это комплекс мероприятий и процедур, которые относятся к СУОТ и включают в себя:
выявление опасностей;
оценку профрисков (ОПР);
разработку и применение мер по снижению уровня профрисков или недопущение их повышения;
контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Так, в соответствии со статьей 218 ТК РФ и приказом Минтруда № 776 н, ОПР и специальная оценка условий труда (СОУТ) являются базовыми процессами системы управления охраной труда в организации, по результатам которых формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
Пять новых требований в Положении о СУОТ 2022
Разобравшись с общими изменениями в охране труда, перейдем к более конкретной теме — как изменилось Положение о СУОТ с 1 марта 2022 года.
Ранее Типовое положение по СУОТ было установлено приказом Минтруда № 438 н, но теперь его заменил приказ № 776 н, утвердивший новое Примерное положение о системе управления охраной труда.
В самом документе также описан общий подход к разработке и улучшению безопасности на производстве:
оценка профрисков;
управление рисками;
выполнение соответствующих мероприятий;
оценка результатов;
корректировка планов.
Внимание! За отсутствие в компании Положения о СУОТ или невыполнение мероприятий, обеспечивающих ее функционирование предусмотрены штрафы по статье 5.27.1 КоАП РФ на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 тысяч до 5 тысяч; на юр. лиц — от 50 тысяч до 80 тысяч рублей. За повторное нарушение — приостановление деятельности на 3 месяца. Так в соответствии с новыми правилами, Положение о СУОТ необходимо обновить. Для этого нужно включить в него следующие разделы и подразделы.
1. Консультации и участие работников Этот подраздел является одной из составляющей «Обязанностей работодателя». Поэтому здесь нужно будет прописать все обязанности руководителя:
предоставление соответствующих механизмов, времени и ресурсов, необходимых для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
обеспечение своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
определение и устранение препятствий для участия работников в СУОТ;
разработка, планирование и функционирование СУОТ на всех уровнях управления;
обеспечение времени и ресурсов для участия работников в обсуждении вопросов охраны труда.
2. Выявление (идентификация) опасностей и оценка рисков — необходимо включить в раздел «Планирование». 3. Финансирование; 4. Компетентность; 5. Информирование работников и взаимодействие с ними.
Три последних пункта являются подразделами «Обеспечения функционирования СУОТ».
Что касается старого положения, то здесь есть два варианта, как с ним поступить:
внести требуемые изменения в уже действующую структуру положения о СУОТ, издав приказ — подходит, если в организации менее 50 сотрудников и нет повышенной опасности;
отменить действующее положение и утвердить новое, издав два приказа.
Как ознакомить сотрудников с новым Положением о СУОТ и как поддерживать его в рабочем состоянии
Поскольку Положение о СУОТ является основным локальным нормативным документом по охране труда, то его нужно согласовать с профсоюзом организации, другими руководителями и ответственными специалистами по охране труда.
Кроме этого, он распространяется на всех работников компании, учитывая деятельность не только на имеющихся рабочих местах в конкретной организации, но и во всех структурных подразделениях.
Поэтому, с утвержденным работодателем Положением о СУОТ должен быть ознакомлен каждый сотрудник. Для этого им нужно подписать лист ознакомления с приказом, утвердившим положение.
Чтобы поддерживать систему управления охраной труда в организации, организуйте мероприятия по ОТ, разработайте и выполните корректировку и обеспечьте управление документацией СУОТ.
Проверьте свои документы и посмотрите, чего не хватает:
Политика и цели в области охраны труда — нужно пересматривать не реже 1 раза в 3 года;
Положение о СУОТ с распределением ответственности;
Управление документацией;
Перечень процессов ОТ по результатам оценки профрисков и СОУТ;
Порядки, регламенты выполнения мероприятий по ОТ, контроля над их выполнением;
Документы по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценке рисков;
План мероприятий по охране труда;
Порядок реализации мониторинга и оценки эффективности функционирования СУОТ, результаты мониторинга и контроля;
Планы улучшений;
Квалификационные требования к персоналу;
Перечень профессий для стажировки, обучения ОТ, освобожденных от обучения и повторных инструктажей, ответственных за инструктажи;
Программы инструктажей;
Положение о комиссии по проверке знаний, приказ о составе комиссии.